В 70-е годы XIX века один критский купец обнаружил на своем участке подозрительно большие горшки и руины древних построек. Купцу перелопатили весь двор и не напрасно. В результате раскопок был найден знаменитый Кносский дворец (Cnossus) — это был самый роскошный и самый большой на острове дворец размером примерно 180 х 130 м, вмещавший в себя более 1000 помещений, развитую систему канализации, склады, залы и дворы. Первый дворец был возведен около 2000-1700 г. до н. э., «раннедворцовый период», на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. По подсчету ученых, дворец был разрушен как минимум дважды (во время землетресений и цунами во второй раз). И каждый раз на месте старого дворца вырастал новый больших размеров. Последний дворец был построен примерно в 1700 г. до н.э. Он занимал площадь в 16 тыс.кв.м. Огромное сооружение состояло из цепочки разновеликих построек. Архитектура дворца абсолютно безсистемна и хаотична. Однако даже в этой причудливой постройке существовали свои законы. При строительстве учитывался климат острова. Многие из комнат Кносского дворца были вырублены в склоне скалы. Там прохладно летом и тепло зимой. Самостоятельные здания возводились из грязевого кирпича и прикреплялись деревянными каркасами к колоннам. Частные жилые помещения, залы, мастерские и ванные комнаты составляют единый комплекс, который окружает центральный внутренний двор. Одной из самых интересных особенностей Кноса являются огромные лестницы. Они построены из больших каменных блоков и выглядят весьма современно. Центральная лестница, ведущая к частным жилым помещениям, имела дренажный канал. Прочные каменные желоба направляли поток сточных вод. Питьевая вода поступала во дворец по глиняным трубам и хранилась в цистернах. Помещения для царской семьи располагались отдельно. Покои правителя состояли из светлых комнат, украшенных настенными росписями. В другой, предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. Дворец оборудован разветвленной сетью коммуникаций – бассейны, ванные, уборные обслуживались канализационными каналами, в виде глиняных труб различного диаметра. Фрески писались красками по сырой штукатурке. Древние мастера обычно изображали ритуальные действия или растения, но чаще всего встречается узор в виде бегущей волны. Вообще движение и переменчивость — отличительная черта критского искусства. Нет застывших поз. Лица людей разнообразны, что наталкивает на мысль о портретной живописи. Цветовая гамма была весьма обширна: от черного до бледно-голубого. Но в основном преобладал густой красный цвет в сочетании с черной отделкой. В комнатах, где совершались ритуальные жертвоприношения, посередине располагался квадрат красного цвета. Здесь животное истекало кровью. Такой квадрат имелся и в знаменитом тронном зале Кноса. Самый древний в Европе трон обращен к северу. От него в разные стороны убегали невысокие каменные скамеечки. Здесь проходили не только ритуальные действия, но также решались государственные дела. Кровавого цвета были и колонны дворца. Могучие столбы, подпиравшие деревянную крышу, не расширялись, а сужались книзу. Специальные отверстия в потолке пропускали свет в помещение. Световые колодцы доходили до первого этажа, создавая различную степень освещенности. Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию. Таинственная игра света и тени, кровавые стены и запутанная постройка всего сооружения в целом создавали несколько мрачную обстановку внутри дворца. Тягостное ощущение усугублялось повсеместным изображением бычьих рогов и ритуальных двойных топоров — лабрисов. Есть мнение, что благодаря лабрису Кнос получил название «Лабиринт», то есть «дворец двойного топора». На западной стороне сооружения возвышались огромные бычьи рога. Выполненные из камня, они напоминали о непредсказуемом характере животного. Критяне считали, что землетрясение — это результат гнева быка. Соответственно, божество всячески задабривалось. Ему приносили в жертву различных животных, точнее, их кровь. Также проводилась специальная церемония — тавракатапия. Девушки и юноши должны были схватить быка за рога и перепрыгнуть через его спину. Столица древнего Крита, по всей вероятности, была мало притягательным местом для прочих жителей острова. Еще в те давние времена Кнос прославился как дворец, в стенах которого живет чудовище — Минотавр. Согласно легенде, царь Крита Минос решил отомстить за гибель своего сына. Он потребовал с жителей Афин ежегодную дань в виде семи юношей и семи девушек. Жертвы Аттики отдавались на съедение человеку-быку. Но, как известно, славный герой Тезей с помощью дочери Миноса Ариадны извел чудовище. Миф о Минотавре, возможно, вымысел, но как объяснить найденные в результате раскопок кости 372 человек? Останки были обнаружены в огромных сосудах. Они находились в подвале одного из зданий дворца. Ученые предполагают, что жертвам было примерно от 10 до 15 лет. Самое поразительное, что кости имеют вид, как будто их готовили для употребления в пищу. Есть мнение, что это те самые девушки и юноши, которые прыгали через быка. Но кто ел этих невинных созданий — бык или сами жители дворца, остается загадкой. Основных версий гибели дворца две. На основании первой древние источники и ряд современных отождествляют жителей Крита данного периода с Атлантидой. А вторая говорит, что при раскопках не были найдены трупы людей и животных. По современой версии жители Кносса и других дворцов Крита в 1450 г. до н.э. покинули остров и раселились на побережье. В пользу этой версии говорит то, что у этрусков, а также в Палестине найдены артефакты более позднего периода тождественые найденым во дворцах.Почти все сохранившиеся до настоящего времени развалины относятся к периоду до 1450 г. до н. э., так называемому новодворцовому периоду. Систематические раскопки территории начались с 1900 года английским археологом Артуром Эвансом. Находится дворец, вернее его остатки, в 5 км к югу от современного Ираклиона.
Комментарии