Бурное развитие экономики России в середине XIX века, поражение в Крымской войне с англо-французами потребовали быстрейшего строительства дорог из центра страны к ее южным губерниям и границам. Еще при жизни императора Николая Первого производились масштабные изыскания и составлялись «проекты к сооружению железной дороги к Черному морю...». 21 мая 1864 года Александр Второй своим рескриптом поручил «средствами государственного казначейства» приступить к постройке железной дороги от Москвы сначала до Орла. Наиболее трудной задачей оказалось строительство моста через Оку: Заказ на строительство моста казна поручила 30-летнему инженеру Аманду Струве, зарекомендовавшему себя опытным мостовиком. Причем металлические фермы для моста изготавливались на заводе братьев Струве, что расположился на берегу Оки в старинной Коломне. Транспортировка ферм проходила четко и без задержек, вверх по течению все той же Оки. Единственное, что пришлось дороге вне плана, - дополнительно построить «станцию Ока-пристань», где выгружались детали будущего моста. А пристань эта долгие годы потом хорошо послужила Серпухову в его речных перевозках. Мост возвели основательно, на каменных устоях. Старый путеводитель по Московско-Курской дороге так пишет о нем: «Реку Оку пересекает железный неразрезной решетчатый мост о 11 пролетов (чистое отверстие 227 саж.)». Закончен он был благодаря «старанию автора» к февралю 1867 года - значительно раньше контрактного срока. Особенность его заключалась в том, что в России это был первый такой крупный совмещенный мост, поезда здесь ходили по верху ферм, а по нижнему этажу, как по решетчатому тоннелю, был устроен проезд гужевого транспорта. В августе 1867 года император Александр II, что особенно внимательно следил за строительством Московско-Курской, «...при проезде железною дорогой от Москвы до Тулы и осмотре моста через Оку у Серпухова всемилостивейше соизволил пожаловать... военному инженер-капитану Струве орден Св.Владимира 4-й степени...». Снесли тот мост сравнительно недавно, примерно в 1988 году, но к этому времени он уже стоял недействующий. После завершения строительства нового моста на скоростном шоссе, его закрыли для проезда машин, а позже разобрали. В некоторых атласах автомобильных дорог этот мост остался. Вот что писали об этом газеты: «Еще одна невосполнимая потеря "перестроечных" лет - пешеходный мост, соединяющий правый берег Оки с Серпуховом (самый кратчайший путь). Как раз в ту пору его сочли аварийным и быстренько разобрали, а новый так и не появился. По тому мосту местные жители тужат до сих пор, ведь это нарушило весь уклад жизни поселка, лишив большинство людей возможности работать в Серпухове. В общем, работоспособному населению пришлось прямиком ездить в Москву на заработки». А между тем, берег Оки в районе железнодорожного моста является одним из популярных мест отдыха, и, даже, достопримечательностью, которую стараются показать гостям. И вот стоя на смотровой площадке (со стороны Серпухова) и любуясь окружающей красотой, всегда так хочется оказаться на другом берегу! Но электричек в день проходит всего-то около десятка (некоторые пл. «ОКА» проезжают мимо), ближайший мост за 5 с лишним километров... От старого моста сохранилась лишь одна опора.
Смотровая площадка расположена рядом с платформой "ОКА". Автобус к платформе перестал подъезжать (может, возобновят только в жаркий сезон).
http://alxlav.livejournal.com/2192.html
http://kali-o-h.livejournal.com/371354.html
Комментарии
очень понравилась статья