Калининградская область — 800 км за 2 дня

kosenko
3 дней
10000 руб.
Опубликовано - 2009-06-11 11:00:47
12992

Описание

В Калининградскую область мы поехали практически спонтанно, потому что была возможность сделать это недорого (спасибо SkyExpress). К тому же Внуково нам с Витей мега-удобно, мы живём мы в соседних домах и езды до аэропорта 20 минут на машине. Итак, час лёту, и мы приземляемся под Калининградом. Лирика вместо вступления Этот отчёт мне хочется структурировать строго по посещённым местам. Поэтому, с вашего позволения, лирику по максимуму вынесу в самое начало. Несмотря на ощущение сильной запущенности, Калининградская область понравилась. Земля с богатейшей историей, полная нетривиальных и загадочных достопримечательностей. И еще это одна из немногих областей, где в нас видели не "масквичей", а обычных людей, путешественников. Единственными невежливыми и, я бы даже сказал, неприятными людьми оказались сотрудники аэропорта, которые на повышенных тонах пытались мне объяснить, что фототехнику я обязан сдавать в багаж, хотя конечно же это не так, в соответствии со всеми международными правилами и правами авиа-пассажиров. Первый день у нас получился условный, т.к. из аэропорта выехали на арендованной там же машине примерно в 21 вечера. Впереди 2 ночи и 2 дня, посмотреть хочется очень много. Скажу честно - несмотря на то, что мы успели далеко не все из желаемого, маршрут получился довольно насыщеным. Темп путешествия был настолько энергичным, что еле успевали иногда перекусить и немного поспать. В первую ночь остановились в гостинице "Россия", г. Советск. Стоимость 1000 руб/сутки за номер примерно 2 звезды. Вполне терпимо, переночевать можно, есть даже автостоянка (60 руб/сутки), в отеле есть ресторан. Вообще в этой гостинице есть и комфортабельные номера, стоимость не узнавали. Вторую ночь провели в отеле "Фламинго", г. Светлогорск. Очень чистая, уютная частная гостиница стоимостью 1800 руб/сутки за номер вне сезона. В сезон умножайте на 1,5-2. Еда везде дешево, кроме курортных зон. Гаишников мало, адекватные. Бензин стоит так же как в Москве. 1. Аэропорт Собственно, никакого интереса это место не представляет :) Это просто точка старта и финиша нашего путешествия. 2. Самолёт Ли-2 в Храброво Авиатематика продолжается по прилёту в Калининград. На взятом в ренткаре Herts (прямо в аэропорту, очень удобно) Рено Логан двинули в путь, не теряя времени. Несмотря на то, что время 21:00, в этот вечер успели немало. Хотя вся съёмка проводилась уже в темноте и сумерках. Первая точка - самолёт Ли-2 в Храброво. Вряд ли этой достопримечательностью можно удивить, полагаю, её видели многие. Но не сфотографировать её мы не могли. 3. Замок Шаакен Следующая точка маршрута - замок Шаакен, построенный в 1270 году и в наше время почти полностью разрушен. Впрочем, как и все замки в Калининградской области. Мы приехали почти в темноте и замок был закрыт, но молодой парнишка-охранник за 100 руб с радостью нас пустил и провёл экскурсию. Когда мы уезжали, парнишка побежал за пивом. В настоящее время замок эмулирован различными приспособлениями, на которых раньше якобы пытали и казнили ведьм. В кресло сажали человека, привязывали и в дырочку сидушки пускали крысу. "Гроб" - бюджетный вариант железной девы. Банальные кандалы. Дыба. Костедробилка. И прочие "инструменты". 4. Водонапорная башня в Полесске После замка продолжаем двигать в сторону Советска - города, где решили ночевать. По пути Полесск со старой водонапорной башней. И просто несколько ночных кадров там же. В гостиницу "Россия" (Советск) добрались в 2 ночи. 5. Замок Рагнит в Немане Рано утром двинули дальше. Следующая интересующая нас достопримечательность - замок Рагнит в г. Неман. Основан в 1277 г. после захвата Тевтонским орденом одноимённой древней прусской крепости. 6. Башня Бисмарка в Горино Предназначение Башен Бисмарка окутано легендами. Наиболее правдоподобной выглядит такая. Во второй половине XIX века у горожан Восточной Пруссии появился повышенный интерес к окружающей природе. В погожие дни люди устремлялись к морю, совершали прогулки по живописным пригородам. Для осмотра окрестностей и созерцания природы в местах отдыха строились легкие деревянные и металлические вышки, смотровые площадки на водонапорных башнях. В начале XX века в ныне Калининградской области были сооружены четыре капитальные смотровые башни, названные, в память о выдающемся канцлере Германии Отто фон Бисмарке(1815-1898 г.г.) его именем. Четырехугольные, высотой 20-30 метров, из тёмно-серого камня, они напоминали крепостные постройки Тевтонского ордена. Вторая распространённая версия - богатые помещики строили башни для обозрения своих владений. Есть и другие, малоправдоподобные версии. В настоящее время на территории КО сохранилось 2 башни. Обе мы видели, вот первая, недалеко от Немана. 7. Замок Истенбург в Черняховске Город Черняховск, Инстербург до 1946 года - второй по величине город Калининградской области. Годом основания города считается 1336 год. В этом году была построена крепость Инстербург хохмейстером тевтонского ордена Дитрихом фон Альтенбургским. Сейчас в замке живёт и управляет им безумный (в хорошем смысле) художник Андрей Смирнов. Кроме живописи, графики, керамики и прочих искусств занимается историей, реконструкцией, фехтованием и т.п. Интересный человек, но несколько противоречивый. Например, говорил нам, что не нуждается в рекламе и тут же подсовывал различные визитки и рекламные буклеты. Работы его мне понравились, хотя местами не без легкого кича. Много по-доброму хипового. 8. Замок Георгенбург в Черняховске В нескольких минутах езды от Черняховска-Инстербурга находилось укрепленное поместье епископа окрестных земель, основанное в 1350 году. Сейчас это поселок, который называется Маевка. Когда-то, во времена Тевтонского ордена, усадьба носила название Георгенбург, в честь святого Георга, покровителя крестоносцев. В 1812 г. замок приобрел купец по имени Хейно, который позже продал его семье Симпсонов из Англии. Симпсоны начали разводить в Георгенбурге лошадей. Они делал это так замечательно, что были удостоены дворянского звания. Сейчас рядом располагается конный завод, а сам замок сильно заброшен. В прилегающих постройках живут несколько семей, некоторые из них уже покинули жилище из-за аварийного состояния. 9. Башня Бисмарка в Красной горке Это вторая из двух сохранившихся по наше время башен. А это просто грунтовая дорога. Подавляющее большинство дорог обсажено деревьями. Одна из версий задачи - скрыть количество перемещаемой военной техники от неприятельской авиа-разведки (якобы придумано немцами). По другой версии, это много раньше было придумано, чтобы дать тень тягловой скотине, ибо деревьям ~ 200 лет. Одно точно - опасная эта штука для современного водителя, много их здесь бьётся, ведь в случае чего свернуть некуда, только лобовуха с деревом. 10. Мазурский канал, шлюз Озерки Канал был построен между 1764 и 1776 годами по инициативе обер-президента тогдашней Восточной Пруссии Иоганна Фридриха фон Домхарта. Канал соединял озеро Мамры в нынешней Польше (немецкое название - Мауэрзее) с рекой Лавой на территории нынешней Калининградской области. Вода поступала в Лаву самотёком, так как перепад уровня воды составлял 111 метров. Канал впадает в Лаву в районе посёлка Дружба (нем. Алленбург) Правдинского района Калининградской области. Впоследствии канал неоднократно модернизировался. В ходе модернизации 1934-1942 годов большая часть русла была дамбированна, было построено десять шлюзов (пять из них находятся в Польше, пять - в России). В ходе Второй мировой войны использовавшийся в качестве рубежа обороны канал сильно пострадал. После войны канал не восстанавливался, однако довольно хорошо сохранился до наших дней. © Википедия 11. Орденский замок в Железнодорожном Почему-то по этому замку очень мало информации. Называют его Орденским, хотя, если я правильно понимаю, орденских замков много. Наткнулись мы на него в своём путешествии случайно. Известно, что основан был в XiV веке. 12. Фахтверковые дома в Железнодорожном Опорно-брусовые дома, где в роли наполнителя между несущими опорами выступали бревна, брус, камень, кирпич и т.д. Говорят, такие дома строила вся семья, закидывая межопорное пространство с обоих сторон чем придётся. 13. ГЭС в посёлке Курортное Законсервированная ГЭС на реке Лава. Очередная кирха, встреченная по пути. Даже не знаю названия. К стыду. Насыщенность кирх и замков на единицу площади в области начинает сказываться на восприятии. Аистов очень много в области. 14. Заброшенный аэродром Нивенский Аэродром брошен и полностью разворован, неживые Су-27 догнивают в Чкаловске. Размеры аэродрома впечатляют, а количество ангаров для военных самолетов практически невозможно сосчитать. Фотографии не получились. Мы зашли с той стороны, где снимать было нечего. Надо со стороны дороги заходить, там есть гаражи для самолетов с зеленой крышей, думаю, если на них забраться, можно сделать интересные кадры. 15. Недостроеный автобан "Кёнигсберг-Берлин" Обходит стороной населённые пункты и упирается в польскую границу. Достроить его немцам помешала война, а для русских он и не нужен. Уложили асфальт на одну из полос и достаточно. Фотографий интересных у меня тоже нет. Автобан как автобан. Недостроеный. То, что сделано - дорога ровная, хорошая. 16. Пальмбургский (Берлинский) мост В 1928 году, во времена Веймарской республики, в Германии была разработана большая программа строительства автострад. С начала 30-х годов силами и средствами организации Тодта строилась скоростная автострада Берлин-Кёнигсберг. Одновременно в створе её возводился и Пальмбургский (по названию рядом расположенного посёлка Пальмбург, ныне Прибрежное) мост. В нашем обиходе он получил название Берлинский. Строительство его закончилось в 1935 году. Мост никогда не был разводным. Главная его конструктораская особенность в том, что на опорах, расположенных по берегам старого и нового Прегеля, были размещены удлинённые пролётные строения, консолями направленные в сторону русла. На консолях размещались специальные вставки - русловые пролёты. Подобная конструкция позволяла в критический момент "экономно" вывести его из строя путём подрыва оспор. Ещё во время строительства моста он был подготовлен к взрыву. В его опорах предусматривались минные камеры. Мост был взорван в ночь с 29 на 30 января 1945 года, когда войска Красной армии подошли к фортовому поясу Кёнигсберга и были уже готовы к его преодолению. В начале 1970-х годов одна из полос движения была восстановлена. Наверх забираться стрёмно, наклон около 45 градусов, скользко. 17. Балтийское море в районе Светлогорска Несколько пейзажей Балтийского моря в районе Светлогорска. 18. Светлогорск Макет Кёнигскберга. Экспозиция отеля "Дом сказочника" ("Hoffman Haus") посвящена теме "Кёнигсберг - последняя столица великой рыцарской эпохи" и затрагивает историю Кёнигсберга в период с 1510 по 1544 год. В это время завершался период истории, когда Кёнигсберг был столицей крупнейшего орденского рыцарского государства, затем преобразованного в герцогство Восточная Пруссия. На территории сказочного городка был построен макет этого городка из глины. На макете частично представлен ландшафт местности размерами 1100 м на 900 м, включающий в себя старое и новое русло реки Преголя, остров Кнайпхофф, Королевскую гору, долины реки Преголи и ручья Лебебах, орденский замок Кёнигсберг, площади, улицы и переулки трёх средневековых независимых городов, основанных вблизи замка согласно кульмскому праву, шесть из семи знаменитых кёнигсбергских мостов, городские укрепления (крепостные стены, башни, ворота), дома граждан, ремесленные лавки, мельницы, пивоварни и трактиры. Всего более 500 архитектурных объектов. Морская водогрязелечебница с водонапорной башней высотой 25 метров - визитная карточка Светлогорска (до 1946 г. Раушен). Была возведена в 1900-1908 годах. В 1978 году башню украсили солнечные часы. Под шлемовидной крышей башни располагается смотровая площадка для обзора города и окрестностей. К сожалению, ныне подъем на нее недоступен - сейчас водогрязелечебница является одним из корпусов светлогорского Центрального военного санатория. Улица Октябрьская. Центральная набережная и пляж. 19. Маяк на мысе Таран (Bruster Ort) Старинный немецкий действующий маяк, построенный в 1846. Высота маяка 95 метров. Дальность действия составляет 40 километров. Сейчас находится на территории военно-морской базы (117-й морской полигон). На территорию самого маяка нас не пустили, хотя мы пытались проникнуть с разных сторон. 20. Калининградский янтарный комбинат в Янтарном Единственное в мире предприятие, ведущее промышленную добычу солнечного камня. Примерно 50 миллионов лет назад на Земле произошло значительное потепление климата и, как следствие, обильное смолоистечение деревьев в хвойных лесах Скандинавии. Смола окислялась кислородом воздуха и накапливалась в почве "янтарных лесов". Реки и ручьи постепенно вымывали затвердевшие комья смолы из земли и сносили их в устье большой реки, впадавшей в древнее море на территории современного Калининградского полуострова. Так образовалось крупнейшее в мире месторождение янтаря - Приморское, или Пальмникенское. Оно не имеет себе равных, не только по разведанным запасам, но и по концентрации самоцвета. По экспертным оценкам подразделения Организации объединенных наций по промышленному развитию (ЮНИДО), 90% разрабатываемых запасов высококачественного янтаря в мире, в том числе пригодного для нужд ювелирной отрасли, находится на территории Калининградской области. В XII веке, когда орденские рыцари еще только увидели все это богатство, валявшееся на берегу моря, они сразу объявили его собственностью государства. Завоевав эти земли, Тевтонский орден присвоил себе право на сбор и торговлю янтарем. Орденский наместник Ансельм фон Лозенберг приказывал вешать на ближайшем дереве всех, кто без спроса собирал янтарь. Рыбакам же, веками вытаскивавшим из сетей куски янтаря вместе с рыбой, поначалу было невдомек, что нельзя брать без лицензии то, что никому не принадлежит. Их и вешали. Говорят, что виселицы, которые стояли на холме у поселка Кирпенен - ныне Поваровка - в то время редко пустовали. Кстати, саги Пруссии утверждают, что этот епископ Ансельм даже после смерти не угомонился, и его дух до сих пор носится по пляжам западного берега полуострова и с криком "Нельзя янтарь - даром!" - хватает за руки ловцов драгоценного камня. И в следующих - XIV и XV веках Орден так и не выпустил из своих рук монополию на добычу и торговлю янтарем. Другая легенда времени Ордена рассказывает о рыцаре Гансе Лозе, жившем в XV веке. Он развлекался тем, что подбрасывал солнечные камешки торговцам на рынке. За найденный янтарь невинных купцов казнили. Очень скоро Лозе попался, ему выкололи глаза, отрубили ноги по колени и бросили на площадь, где он и умер, оплеванный горожанами. Одна из саг Восточной Пруссии повествует о несчастье, постигнувшем Орден в связи с запретом герцога Альбрехта выдавать местному населению соль для обработки рыбы. Местные вместо рыбы стали ловить янтарь, а Орден стал практиковать массовые казни. За эту несправедливость по отношению к пруссам морской бог Аутримпо спрятал весь янтарь в глубинах Балтики, и Орден едва мог сводить концы с концами. Торговля янтарем приносила крестоносцам баснословные барыши, так как люди наделяли ископаемую смолу чудодейственными свойствами. Простое ожерелье стоило иногда дороже, чем раб на рынке невольников. Лекарства и украшения из смолы помогали средневековым докторам справиться с простатой, душевными расстройствами, головными болями, сердечными болезнями и ревматизмом. Для более эффективного ведения торговых операций Орден основал торговый дом, который скупал ценные камни у маршала Ордена и перепродавал их дальше в Европу и на ближний восток. В среднем за год кенигсбергкские купцы доставляли в германские земли до 30 бочек янтаря. Орден торговал, в основном, необработанным камнем. Единичные предметы изготавливались мастерами исключительно для личных и дипломатических нужд руководящего звена тевтонцев. Позже Прусским курфюрстом была введена так называемая "янтарная регалия", согласно которой весь янтарь, даже тот, который случайно найден на берегу моря, нужно было сдавать властям. Также существовал особый вид судопроизводства - "Янтарные суды". На них осуждались на казнь те, кто скрывал у себя янтарь. Первая янтарная мастерская появилась в XVII веке. Орден по-прежнему оставался монополистом в янтарном бизнесе. Каждый цеховой мастер приносил клятву на верность курфюрсту. В ней мастер обещал не покупать янтарь ни у кого, кроме курфюрста, не обрабатывать камней, добытых преступным образом, не продавать необработанный янтарь. Мастер обещал сообщать обо всех ворах, мошенниках и укрывателей краденого янтаря. В районе поселка Янтарный (бывший Пальмникен) на расстоянии на расстоянии 1,5 км находятся два янтоносных участка одного богатейшего месторождения янтаря: Пальмникенский и Приморский. Промышленная разработка Пальмникенского месторождения производилась ещё немецкими предприятиями, сначала подземным способом (1880-1922 гг.), а затем открытым способом (1912-1945 гг.), уровень довоенной добычи составлял 400-450 тонн янтаря в год. После окончания Второй Мировой войны в 1947 году Калининградский янтарный комбинат продолжил эксплуатацию старого немецкого (Синявинского) карьера с применением имевшегося оборудования, по той же технологической схеме, и практически, с той же производительностью. Приморское месторождение находится на удалении от моря. По геологическому строению, глубине залегания янтароносной породы и содержанию янтаря оно аналогично Синявинскому карьеру. Приморский карьер и обогатительная фабрика были построены по проекту института Гипрошахт и введены в эксплуатацию в 1976 году. Проектом предусматривалась более современная и производительная технология добычи и обогащения янтаря с применением многочерпакового экскаватора для выемки и конвейерного транспорта для транспортирования янтароносной породы на обогатительную фабрику, где производился её размыв морской водой с помощью гидромониторов. Годовой объём вскрыши по проекту составляет 2 мл.н 800 тыс. кубических метров. Срок отработки карьера по проекту 90 лет. Ширина карьера составляет 800-1500 м, на конец отработки она составит 2300 м. Длина карьера 1200 м, на конец отработки - 2800 м. Средняя глубина карьера 50 м. Мощность янтареносного пласта ("голубой земли") составляет 5-7 м. Система разработки проектом принята комбинированная: бестранспортно-транспортная. 1-й вскрышной уступ высотой 20-30 м отрабатывается способом гидромеханизации, разработка пород уступа осуществляется гидромониторами, а гидротранспорт пульпы - земленосными установками по трубопроводам на берег моря. Для гидромеханизированных работ в карьере используется морская вода. 2-й вскрышной уступ высотой 20-25 м отрабатывается по усложнённой бестранспортной схеме с применением драглайнов ЭШ-11/70 и ЭШ-10/70 с экскавацией отработанной вскрыши во внутренние отвалы выработанного пространства. Карьерное поле делится на два примерно равных по длине блока: северный и южный. В то время, когда в одном блоке ведутся вскрышные работы на 2-ом уступе,во втором блоке производятся добычные работы. Добычной уступ отрабатывается комбинированным способом с применением драглайна ЭШ-6/45 для разработки "голубой земли" и разгрузки её в отвал на рабочей площадке, гидромонитора для размыва отвала янтареносной породы и земленосной установки для транспортирования пульпы янтареносной породы по трубопроводу на обогатительную фабрику. Обогатительная фабрика (узел обогащения) расположена на дневной поверхности у борта карьера, оборудована неподвижным и подвижным грунтовыми грохотами, двумя последовательно установленными барабанными сепараторами для извлечения янтаря, промывочной бочкой для янтаря и двумя грохотами для классификации янтаря сырца по фракциям. Основным физическим свойством, наиболее контрастно отличающим янтарь от вмещающей породы, является его плотность. Для 98% янтаря она находится в пределах 1,05-1,09 г/куб.см., тогда как плотность комков породы составляет 2,08 г/куб.см. Процесс обогащения янтаря поэтому состоит в дезинтеграции "голубой земли" и выделения янтаря из пульпы гравитационным методом (обогащением в суспензии плотностью 1,08-1,15 к/куб.см.). Утяжелителем для приготовления суспензии служит глинистая составляющая янтареносной породы. Никаких химических веществ при добыче и обогащении янтаря не применяется. Стройный репортаж о том, как работает комбинат, лучше посмотреть у Вити. А я просто покажу несколько фотографий, которые сделал на на фабрике. При комбинате есть музей. Этот камень оценён и занесён в реестр специальной комиссией из Москвы. Это окаменевший моллюск, найденный в карьере. Его возраст 300 млн. лет. Камнерезательное отделение. Раньше здесь работало много больше сотрудников. Отшлифованные камушки тщательно сортируются. Поступающие из карьера камни бывают средних размеров. Большие. И очень большие. 21. Куликовская ВЭС Ветряная электростанция мощностью 5,4 МВт принадлежит ОАО "Янтарьэнерго" и выдает в среднем 6 миллионов киловатт-часов электроэнергии в год. Первый агрегат пущен в мае 1998 г., последний - в июне 2002 г. Эксплуатационный персонал отмечает проблемы ремонта узлов ветроагрегатов, конструкция которых предусматривает только блочную замену, а также сложности организации сервисного обслуживания с привлечением датских фирм. 22. Высота Эфа на Куршской косе Куршская коса - песчаная коса, расположенная на побережье Балтийского моря. Длина 98 километров, ширина колеблется от 400 метров до 3,8 километров. Тянется от города Зеленоградска в Калининградской области до литовской Клайпеды. Тело Косы состоит из песка, покрытого тонким (в несколько сантиметров толщиной) растительным слоем. Образование этого слоя происходило в течении многих десятилетий. В 2000 Куршская коса была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть Куршской косы принадлежит Калининградской области Российской Федерации, часть - Литве. Граница расположена на 49-м километре косы (если считать от Зеленоградска). На российской половине Куршской косы расположен национальный парк "Куршская коса" (статус присвоен в 1987 году) и насёленные пункты: пос. Лесное, Рыбачий, Морское. Вместе они составляют сельское поселение Куршская Коса (образовано в 2005 году) в составе Зеленоградского района. Общее население сельского поселения - 1556 человек. Центр поселения - Рыбачий. Мы проехали по косе до литовской границы и обратно, однако опаздывали на самолёт, поэтому заглянуть толком успели только на одну достопримечательность - Высота Эфа. Срединная часть Куршской косы имеет название пальве. В основном это низменная равнина с преобладанием древесно-кустарниковой и луговой растительности. Еще 200 лет назад на ней шли активные процессы развеивания-перевеивания песка. Сегодня защищенная с запада и востока береговыми дюнными барьерами пальве считается наиболее устойчивой частью полуострова. Леса пальве были созданы в XIX-XX вв. местными лесоводами после вырубки коренных древостоев и, по сути, представляют собой лесные плантации. Т.к. в пределах пальве располагаются все современные поселки косы (Лесной, Рыбачий, Морское), проходит скоростная автомагистраль, проложены грунтовые гравийные дороги и экскурсионные маршруты, эта часть косы испытывает самую большую антропогенную нагрузку. Важнейшим элементом рельефа является Большая дюнная гряда. Она берет начало на 16 км косы и протягивается широкой почти непрерывной полосой вдоль берега Куршского залива. Ее средние высоты 30-40 м, максимальные превышают 60 м. Современный облик Большой дюнной гряды сложился 150-200 лет назад. Значительная часть её закреплена: движущаяся часть дюн составляет лишь около 1/3. Гонимые западными ветрами, они интенсивно развеиваются и перемещаются по Куршскому заливу, теряя при этом значительную часть песка и высоту. История поселка Морское уходит корнями в глубокое прошлое. По преданию, раньше здесь стояла языческая крепость Пилкупа, жители которой называли себя кривинцами. В 1283 г. на этом месте тевтонскими рыцарями был основан замок, получивший название Нойхауз. Посже около него возникло поселение Нойштадт. С 1663 г. стало звучать как Пиллекоп. Во время песчанной катастрофы поселок трижды менял свое место, спасаясь от наступления странствующих дюн. Дюнный король Восточной Пруссии Вильгельм Франц Эфа 40 лет своей жизни посвятил укреплению странствующих дюн Куршской косы.

http://pavel-kosenko.livejournal.com/116872.html
http://pavel-kosenko.livejournal.com/117630.html
http://pavel-kosenko.livejournal.com/118740.html
http://pavel-kosenko.livejournal.com/119964.html
http://pavel-kosenko.livejournal.com/122349.html

Комментарии




Чтобы написать комментарий - войдите